Ни для кого не
секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного
курса. Редко можно встретить людей, которые интересовались бы русским языком, а
не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя -
словесника провозглашается воспитание любви к родному слову.
Трудности восприятия
лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися
связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к
сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические
знания к конкретным практическим ситуациям.
В своей работе каждый
учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал
программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация
складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны
с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а
внутренние обусловлены психологическим и эмоциональным складом ребёнка.
Как же заинтересовать
учащихся?
Важно найти способ, который
помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные
выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование
потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает
определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление,
повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.
Что же необходимо сделать,
чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы
дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?
Необходимо внести изменения
в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.
В этом помогут современные
образовательные технологии.
Какие же
технологии я использую на своих уроках?
1.
Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология "Метод
проектов".
3. Технология проблемного
обучения.
4. Здоровьесберегающая
технология.
5. Технология
интегрированного обучения.
5. Технология модульного
обучения.
6. Игровые технологии.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
Прежде всего на уроках
русского языка я использую ИКТ. Использование ИКТ является эффективным
средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.
Основные преимущества ИКТ:
разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания,
повышение творческого потенциала личности.
Я считаю применение
информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и
мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и
навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу,
индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют
познавательную деятельность учащихся.
Компьютер в работе применяю
по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в проектной деятельности, в
исследовательской работе и т.д.
ИКТ целесообразно
использовать при изложении нового материала, закреплении изученного, в системе
контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения интегрированных
уроков.
Необходимо помнить, что
применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и
литературе не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.
С какой целью применяю
компьютер на уроках?
- Формирование прочных орфографических и
пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- тестирование (тестовый контроль с помощью
компьютера ).
Активно использую мультимедийный
проектор. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием
компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока,
увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.
ИКТ можно использовать на
уроках всех типов:
- изучение нового материала и формирование
новых умений;
- практическое применение знаний, умений;
- обобщение и систематизация изученного;
- контроль, коррекция знаний;
- комбинированные уроки.
Используя
информационно-коммуникационные технологии, мы можем организовать выполнение и
традиционных видов упражнений:
- зрительное восприятие;
- вставка букв;
- постановка знаков препинания;
- графическое обозначение единиц языка;
- редактирование текста.
Дифференцированный подход на
уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому
использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение.
Итоги
использования ИКТ:
- повышение эффективности обучения
(разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной
работы по поиску информации);
- индивидуальный подход в обучении;
- расширение объёма предъявляемой учебной
информации;
- повышение качества контроля знаний учащихся и
разнообразие его форм;
-включение учащихся в коллективную деятельность
в парах, в группах;
- повышение интереса к изучению предмета и к
учению в целом.
Технология
"Метод проектов"
Суть данной технологии заключается
в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения
творческих заданий - проектов.
Метод проектов решает
следующие задачи:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умения ориентироваться в
информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Одна из трудных задач,
которая стоит перед учителем и учащимися, - поиск проблемы. Ядро проекта -
исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода проекта -
поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение
проекта - презентация своего продукта. На своих уроках, во внеклассной работе
метод проектов реализую в полной мере, позволяю ученикам создавать качественные
и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Считаю, что
проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных
информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и
самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проекта возможно и на уроке
при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы
(защита реферата, выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении
изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).
Опираясь на собственный
опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей
подготовкой консультантов групп. С помощью учителя консультанты готовят
перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада
каждого в конечный результат проекта. Решение правильно поставленных
исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс
обучения и резко повысить интерес учеников к предмету. К концу работы учащиеся
представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т.д.
Технология
проблемного обучения
Сегодня под проблемным
обучением понимается такая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и
происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями
и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения
предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой
деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся
формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности,
познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и
другие личностно значимые качества.
Проблемная ситуация в
обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику
проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям,
способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее
противоречие.
В качестве
проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические
задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную
ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно
может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же
проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде
технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится
проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно
исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и
обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты,
наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени
познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в
трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и
самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность
учащихся имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала
осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь
ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить
за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками
научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном
направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих
обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные
части проблемы.
Технология
проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и
отрицательные стороны.
Преимущества
технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися
необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня
их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному
добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к
учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки:
большие
затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость
познавательной деятельностью учащихся.
Технология
проблемного обучения очень актуальна
на уроках литературы в старших классах в процессе анализа произведений
("Евгений Онегин", "Обломов", "Отцы и дети"...)
или в организации исследовательской работы учащихся.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
используется в работе с учебными текстами (приём "инсерт",
"синквейн" и др.)
Приём
"Составление синквейна"("синквейн",фр.,-
стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым
правилам).
Составление синквейна
требует от учеников в кратких выражениях подытожить учебный материал,
информацию, что позволяет рефлексировать. Это форма свободного творчества, но
по определённым правилам.
Правила написания синквейна:
1 строка- записываем одно слово-существительное. Это тема синквейна.
2 строка -два прилагательных, раскрывающих тему
синквейна.
3строка -пишем три глагола, описывающих
действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка-фраза, предложение, с помощью которой
ученик раскрывает своё отношение к теме.
5строка- слово-резюме.
Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение
школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе,
формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу
жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований
к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
· соблюдение санитарно - гигиенических
требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность,
чистота), правил техники безопасности;
· рациональная плотность урока (время,
затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не
более 75-80 %;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· обучение с учетом
ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный,
кинестетический и т.д.);
· место и длительность применения ТСО;
· включение в урок
технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке
учащихся;
· построение урока с учетом
работоспособности учащихся;
· индивидуальный подход к учащимся с
учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней
мотивации деятельности учащихся;
· благоприятный психологический климат,
ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
· профилактика стрессов:
- работа в парах, в группах, как на местах, так
и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку
товарища;
- стимулирование учащихся к использованию
различных способов решения, без боязни ошибиться и
получить неправильный ответ;
· проведение физкультминуток и
динамических пауз на уроках;
· целенаправленная рефлексия в течение
всего урока и в его итоговой части.
Применение
таких технологий помогает сохранению и укрепление
здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на
уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах;
приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение
концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня
тревожности.
Технология
интегрированного обучения
Интеграция - это
глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном
материале обобщённых знаний в той или иной области.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым
рядом причин:
- Мир, окружающий
детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы
школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на
разрозненные фрагменты.
- Интегрированные уроки
развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей
действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к
развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Форма проведения
интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов
работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что
позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки
раскрывают значительные педагогические возможности.
- Интеграция в современном обществе объясняет
необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы
высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
- Интеграция даёт возможность для
самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию
способностей.
Преимущества
интегрированных уроков.
- Способствуют повышению мотивации учения,
формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира
и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- В большей степени, чем обычные уроки
способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать,
делать выводы;
- Не только углубляют представление о предмете,
расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой,
гармонически и интеллектуально развитой личности.
- Интеграция является источником нахождения
новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые
выводы. Наблюдения учащихся.
Закономерности
интегрированных уроков:
- весь урок подчинён авторскому замыслу,
- урок объединяется основной мыслью (стержень
урока),
- урок составляет единое целое, этапы урока –
это фрагменты целого,
- этапы и компоненты урока находятся в логико-
структурной зависимости,
-отобранный для урока дидактический
материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована
как «данное» и «новое».
Взаимодействие учителей может строиться
по-разному. Оно может быть:
- паритетным, с равным долевым участием каждого
из них,
- один из учителей может выступать
ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
- весь урок может вести один
учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Методика
интегрированного урока.
Процесс
подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит
из нескольких этапов.
1 этап:
Подготовительный: планирование, организация творческой работы,
конструирование содержания урока,
репетиции.
2 этап:
Исполнительный. Цель этого этапа –
вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы
вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной
ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо
обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников,
сформулировать чёткие выводы.
3 этап:
Рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его
достоинства и недостатки
Технологию модульного обучения применяю
в старших классах и в среднем звене, чаще на уроках повторения и
обобщения материала. Это такая организация процесса обучения, при которой
ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на
индивидуально-дифференцированном подходе. Роль учителя на модульном уроке -
управление работой учащихся: консультировать сильных учеников, помогать слабым.
Игровые технологии способствуют
воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации
деятельности.
"Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности", - писал Сухомлинский. Считаю, что применение игры
возможно для школьников всех возрастов. Занимательность - необходимое средство
пробуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету, ведь в процессе игры
затрагивается не только память, но и интеллект, аналитические возможности. В
играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
- Осуществляет более свободные, психологически
раскрепощённый контроль знаний.
- Исчезает болезненная реакция учащихся на
неудачные ответы.
- Подход к учащимся в обучении становится более
деликатным и дифференцированным.
Обучение в игре позволяет
научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия ,
обосновывать, применять
В результате применения методов игрового
обучения достигаются следующие цели:
- стимулируется познавательная деятельность
- активизируется мыслительная деятельность
- самопроизвольно запоминаются сведения
- формируется ассоциативное запоминание
- усиливается мотивация к изучению предмета.
В своей практике широко
использую:
-словесные игры: «Метаграммы», «Шарады»,
«Бестолковый словарь», «Палиндромы», «Омонимы и многозначные слова»,
«Паронимы», «Третий – лишний (архаизмы, славянизмы, заимствованные слова)»,
«Редактор», «Переводчик», «Анаграммы»;
-литературные
игры – путешествия, например, «Сказочное царство Пушкина»;
-викторины по произведениям, по знанию биографии, «Юные знатоки
словесности».
-урок-игра
«Былинные герои»;
-интеллектуальная
игра "Это что за невидаль: «Вечера на хуторе близ Диканьки?»;
-интеллектуальные КВН по мифам, сказкам,
произведениям;
-интеллектуальная игра «Умники и умницы»; «Своя
игра».
Всё это говорит об
эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной
деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
На
уроках русского языка я использую самые разнообразные методы и приёмы,
помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут
быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки,
уроки- путешествия, уроки - КВН, экскурсии.
На
литературе особое место занимает творческая мастерская и театрализация.
Во
внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, "Лингвистический
марафон", конкурсы эрудитов и знатоков русского языка и литературы,
конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои
творческие способности, развивать интеллектуальные способности.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Превратить урок в процесс сотворчества нам помогают современные образовательные технологии.